В начале сентября на сайте Минздравсоцразвития был опубликован проект федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности медицинских организаций перед пациентами». Закон должен вступить в силу с 2013 года и будет являться важной частью начавшейся в России очередной реформы здравоохранения. До этого времени Минзравсоцразвития обещает выслушать мнение всех заинтересованных сторон, независимых экспертов, общественных организаций и внести в законопроект необходимые поправки.
Статьи и новости об этом событии уже опубликованы на всех крупных медицинских Интернет-порталах (мы, в частности, большую часть вдохновения черпали на Медпортале.ру). Несмотря на некоторую вторичность и опоздание, мы решили все-таки посильно поучаствовать в дискуссии, так как считаем тему очень важной для отечественного здравоохранения.
Согласно опубликованным материалам, страхование ответственности перед пациентом будет обязательным для всех медицинских учреждений, независимо от формы собственности. Стоимость такой страховки для клиник составит 2 процента от единицы объема медицинской помощи. Причем размер страховой премии будет индексироваться в зависимости от множества факторов: квалификации персонала, видов оказываемой медицинской помощи, уровня оснащенности медучреждения, количества страховых случаев и т.д.
Ущерб будут выплачивать страховые компании, заключившие соответствующий договор с медицинским учреждением. К настоящему моменту компенсационные выплаты планируется производить только за инвалидность и смерть больного. Прочий вред здоровью, а также причинение нравственных и физических страданий и т.д. в рамках новой системы страхования компенсироваться не будут, в связи с тем, что такие виды ущерба не поддаются четкой фиксации, и их весьма непросто перевести в денежный эквивалент. Компенсация за инвалидность I, II и III группы составит, соответственно, 1,5 миллиона, 1 миллион и 500 тысяч рублей. За смерть больного по причине некачественного оказания медицинской помощи будет выплачиваться 2 миллиона рублей (получить эти деньги смогут родственники покойного).
Решение о наличии дефекта оказания медицинской помощи, приведшего к страховому случаю, будет приниматься специальной комиссией при региональном департаменте здравоохранения. Независимость и непредвзятость этих комиссий планируется обеспечить путем включения в них независимых от местных властей чиновников федерального подчинения (бюро медико-социальной экспертизы, Росздравнадзор), а также представителей профессиональных объединений медработников и общественных организаций по защите прав пациентов. При этом работа в комиссии не будет оплачиваться, так что общественным организациям придется, очевидно, самостоятельно изыскивать ресурсы для финансирования своего представительства.
Страховые компании будут иметь возможность взыскать выплаченную пострадавшим сумму с врача или с медицинского учреждения. Врач будет платить из своего кармана в том случае, если нанесенный ущерб стал следствием его преступного деяния, установленного судом. Отдельно оговаривается случай, когда оказывавший помощь сотрудник находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Медицинская организация будет возмещать компенсацию страховщикам "если будет установлено, что у нее имелась возможность для недопущения дефекта оказания медицинской помощи".
Введение обязательного страхования гражданской ответственности медицинских организаций перед пациентами, без всякого сомнения, идея правильная. Такая мера может полностью перевернуть непростую систему отношений врач-пациент. По идее, закон должен принести пользу всем – страховым компаниям, пациентам, клиникам и докторам. Но к текущей редакции документа возникает очень много вопросов. Особенно сильное беспокойство нововведение вызвало во врачебной среде, что хорошо видно по многочисленным отзывам на уже опубликованные статьи по данному вопросу. Будет ли закон действительно полезен всем вышеперечисленным заинтересованным сторонам?
При кажущейся несомненной пользе для пациентов, закон несет в себе множество подводных камней. Во-первых, он однозначно вызовет повышение стоимости медицинских услуг, так как стоимость страховки и риски будут включаться в цену услуги. Во-вторых, вызывает большие сомнения независимость и дееспособность комиссий, которые, согласно новому закону, будут устанавливать факт наличия дефекта оказания помощи пациенту. Возглавлять эти комиссии будут чиновники регионального департамента здравоохранения, которые не заинтересованы в увеличении числа регистрируемых претензий к медучреждениям. Эксперты, входящие в состав комиссий, вероятнее всего будут представителями страховых компаний, так как в соответствии с законом об ОМС, функции контроля качества медицинской помощи возлагаются именно на страховые компании. Понятно, что такие эксперты будут в первую очередь отстаивать свои интересы, а не интересы пациентов. Наконец, заявленное участие в комиссиях общественных организаций, представляющих интересы пациентов, при условии его бесплатности, представляется маловероятным. С учетом всего вышесказанного, получить выплаты по такой страховке смогут только самые удачливые и настойчивые пациенты. Процедура принятия решений членами комиссий в проекте закона не уточняется, комиссия может отклонить обращения пострадавшего, опять же на не проясненных четко в законопроекте основаниях.
Основная проблема для государственных клиник – это источники финансирования новой системы, которые в новом законопроекте не определены. Например, он не запрещает использовать для этой цели средства из фонда заработной платы медучреждения. По планам Минздравсоцразвития, закон должен будет вступить в силу в 2013 году, когда отчисления работодателей в Фонд обязательного медицинского страхования повысятся до 5,1 процента от фонда заработной платы. Таким образом, к этому времени у медицинских учреждений появятся дополнительные средства, чтобы расплачиваться со страховщиками (хотя ранее заявлялось, что эти средства пойдут в специальные фонды для модернизации технической базы медицинских госучреждений).
Весьма расплывчатым представляется независимым экспертам и определение оснований для взыскания выплаченных по страховке средств с медицинских учреждений. Законопроект в его нынешнем виде дает страховщикам возможность требовать возврата выплаченных пациентам денег в подавляющем большинстве конфликтных ситуаций. А судебные разбирательства со страховыми компаниями, хорошо к этому подготовленными, будут отнимать у государственных клиник дополнительные немалые финансовые ресурсы.
Кроме того, получение пациентом компенсации от страховой компании вовсе не гарантирует того, что он не обратиться в суд по прочим, являющимся нестраховыми, случаям (тем же нанесению вреда здоровью, причинению нравственных и физических страданий и т.д.).
Врачей касаются все проблемы, описанные нами для медицинских учреждений. Кроме того, ситуацию осложняют нищенские зарплаты и полное отсутствие профессиональных ассоциаций, защищающих врачебные интересы (существующих, например, в США и Европе). В таких условиях одна мысль о том, что с меня могут (и без сомнения захотят) потребовать выплатить компенсацию в 1-2 млн рублей на основании недостаточно проработанных критериев, заставляет задуматься о бегстве из отечественного здравоохранения до наступления 2013 года. Впрочем, о таком бегстве заставляет задуматься и многое-многое другое.
Ну, и наконец в том, что новая система страхования действительно интересна страховщикам, сомнений нет никаких. По приблизительным оценкам Минздрава, объем страховых премий в рамках программы обязательного страхования гражданской ответственности медучреждений составит около 27 миллиардов долларов.
Стоит обратить внимание и на тот факт, что сумма компенсации является очень и очень приличной для нашей страны (вполне достаточна, например, для покупки квартиры). Поэтому возможность «нахаляву» получить такую приличную сумму будет очень сильным искушением для пациентов. Уже сейчас предсказуема волна обращений за получением инвалидности и страховыми выплатами по надуманным поводам, способная вообще парализовать всю систему.
В статье использованы материалы статьи Михаила Алексеева с medportal.ru