Обращаем ваше внимание, что данная статья является частью редакторского раздела нашего сайта. По мере получения новых данных, она регулярно будет обновляться и пополняться новыми данными о добровольном медицинском страховании в Санкт-Петербурге. Если у вас есть интересные и полезные сведения по данному вопросу, пожалуйста, оставляйте свои комментарии к статье.
другие статьи редакторского раздела...
Системный сбор сведений о страховых компаниях и программах добровольного медицинского страхования мы еще не начали, так как, на наш взгляд, на сегодняшний день это наименее востребованная информация по сравнению с другими разделами нашего сайта, по которым информационное наполнение еще далеко не завершено, а на все просто не хватает людских ресурсов. Так что пока, если честно, данная статья создана просто с техническими целями, чтобы прописать ссылки на нее из других статейных разделов. Чтобы посетители нашего сайта не чувствовали себя обманутыми, ниже приводим общие сведения и наши философские мысли о страховой медицине, которые, надеемся, кому-нибудь покажутся интересными и скрасят ожидание более конкретных данных.
Добровольное медицинское страхование – это форма социального страхования на случай потери здоровья, которая обеспечивает возможность полного или частичного возмещения расходов на медицинское обслуживание. Общий принцип, в общем, прост и понятен: человек платит ежемесячный/ежегодный взнос страховой компании, которая выдает ему полис ДМС, и при возникновении страхового случая (заболевания), полностью или частично оплачивает его лечение. Список медицинских услуг и клиник, где можно эти услуги получить, заранее обговаривается при заключении договора. Чем объемнее эти списки, тем дороже полис.
Основное положительное отличие от системы ОМС (это ведь тоже вариант страховой медицины) в том, что тарифы на услуги при обязательном медицинском страховании медицинскому учреждению навязываются сверху, соответственно, они очень далеки от реальной рыночной стоимости, на грани рентабельности, даже с учетом практически бесплатной работы персонала. Поэтому оказывают ОМС-услуги в добровольно-принудительном порядке только государственные учреждения с очень ограниченными возможностями по улучшению качества услуги и с полным отсутствием энтузиазма у основных исполнителей – врачей и медсестер. В системе ДМС клиника выставляет страховой компании реальную рыночную стоимость услуги, что позволяет подключиться к системе большому количеству коммерческих учреждений, а государственным клиникам предложить большой выбор дополнительных услуг, невозможных по расценкам ОМС.
При кажущейся простоте и эффективности, проблем с добровольным медицинским страхованием в нашей стране немало. Основная и главная проблема добровольного страхования – полис ДМС стоит очень и очень приличных денег. Поэтому могут себе его позволить очень и очень немногие жители нашего города. А уж застраховать всю семью, наверное, только «владельцы заводов, газет, пароходов» из известной советской агитки. Справедливости ради нужно отметить, что в других странах проблем тоже хватает. Самая показательная в этом плане страна – США. Там государство давно практически полностью самоустранилось от дотационной поддержки и регулирования медицинской деятельности, целиком отдав этот вопрос на откуп страховым компаниям, в отличие, например, от стран западной Европы. Как следствие – последнее место по доступности и качеству медицинской помощи среди развитых стран. Для интересующихся данным вопросом очень рекомендую фильм известного режиссера-провокатора Майкла Мура об американском здравоохранении. Хотя в нем много надуманного и откровенно притянутого за уши, но общий смысл проблем страховой медицины передает достаточно точно.
Хорошее решение проблемы высокой стоимости медицинской страховки – когда ее оплату берет на себя работодатель в рамках дополнительного социального пакета. И если до недавнего времени эту практику применяли только крупные западные компании, работающие в нашем городе, то сейчас такие дополнительные бонусы предоставляют и отечественные работодатели, в частности большинство крупных государственных монополий, банки и т.д. Но несмотря на это, пока процент людей, имеющих ДМС-полис, ничтожно мал. А с учетом грянувшего мирового финансового кризиса, вряд ли можно надеяться на улучшение ситуации в ближайшее время, скорее наоборот.
Если вы решили самостоятельно приобрести полис ДМС, то пока мудрых советов по оптимальному сочетанию цены и качества мы дать, к сожалению, не можем, о причинах я уже писал в начале статьи. Надеюсь, данные постепенно будут накапливаться и систематизироваться. Пока, исходя из собственного опыта, можем дать несколько советов людям, уже имеющим страховку.
Первый совет – если вам повезло с работодателем, и вам выдали полис ДМС, не забывайте о полисе ОМС. Добровольное страхование является дополнением к обязательному медицинскому страхованию, поэтому в большинстве случаев при обращении за медицинской помощью вас будут просить предъявить оба полиса. Кроме того, многие заболевания исключены из списка страховых случаев, и в случаях необходимости лечения таких заболеваний, вам будет отказано в оплате медицинских услуг по системе ДМС, и полис обязательного медицинского страхования будет абсолютно необходим.
Второй совет – обязательно заранее уточните, что входит в вашу программу ДМС, чтобы при возникновении проблем со здоровьем не было неприятных для вас сюрпризов. Если вы еще не дослужились до генерального директора своей компании, и находитесь где-то внизу офисной пирамиды, то скорее всего возможности вашего полиса будут очень ограничены. Например, во многих базовых программах ДМС исключено плановое хирургическое лечение. В некоторых вы жестко привязываетесь к нескольким заранее оговоренным амбулаторным центрам, и имеете возможность обследоваться только там. Стоматологические услуги в более-менее полном объеме доступны крайне редко и т.д.
Третий совет – учитесь пользоваться возможностями, предоставляемыми вашим полисом заранее. Ничего особо хитрого вроде бы нет, но существует определенный порядок действий, о которых нужно знать. Просто прийти самостоятельно в лечебное учреждение и получить медицинскую услугу по своему полису вы не можете, даже если у клиники есть договор со страховой компанией. Все действия совершаются через диспетчерскую службу вашей страховой компании (телефон этой службы указан в полисе). Если вы чувствуете потребность в обращении за медицинской помощью, то обращаетесь по указанному телефону, излагаете свои жалобы, и диспетчер записывает вас на консультацию в клинику. Если ваш полис не привязан к конкретному лечебному учреждению, то вы можете попросить записать вас в клинику, о которой слышали или читали что-то хорошее. Если вы хотите попасть к конкретному доктору, то тоже можете попросить об этом, и при передаче заявки на консультацию в лечебное учреждение, диспетчер вашу просьбу озвучит. Если это не профессор или академик (в таких случаях ваш полис может не покрывать такую консультацию) особых проблем обычно не возникает.
Ну и наконец о проблемах, с которыми вы можете столкнуться в самой клинике при обращении по полису ДМС. Есть три категории лечебных учреждений, в которые вы можете попасть: коммерческая клиника; государственная клиника федерального статуса, не работающая по системе ОМС; муниципальная государственная клиника, входящая в структуру ОМС. В первом и втором случае особых проблем не возникает, эти учреждения работают только с коммерческими пациентами, и кто за них платит, сам больной, предприятие или страховая компания, в общем не принципиально, поэтому отношение ко всем клиентам ровное и равное. А вот с последней категорией учреждений не все так гладко. Во-первых, государственные клиники, где подавляющее большинство пациентов лечатся по системе ОМС, намного хуже подготовлены организационно к приему ДМС-пациентов. Если, например, вы попадаете в такую клинику в экстренном порядке, то несмотря на полис, даже самый vip из всех возможных, вы имеете все шансы ощутить прелести отечественной бесплатной медицины на своей шкуре, поскольку попадаете в тот же приемный покой, что и ОМС-пациенты, с толпой народа, часто асоциального, с ожиданием, так как дежурных докторов мало и бросать других пациентов и бежать к вам, потому, что вы ДМС-пациент, никто не будет. Скорее всего, в клинике не будет обещанной вам в полисе одно- или двухместной палаты, поскольку их всего 1-3 на каждом отделении и спрос на них очень большой и т.д. Во-вторых, медицинский персонал таких клиник относится к системе добровольного медицинского страхования без особого интереса. Происходит это потому, что непосредственные исполнители получают с медицинской услуги более чем скромные деньги (за консультацию ДМС-пациента, например, врач получает около 100 рублей, за рутинную, небольшую операцию – 500-1000 рублей), а уж о среднем медперсонале и говорить не приходится. Если бы таких пациентов было много, то такие скромные расценки компенсировались бы количеством. Но, как мы уже говорили ранее, пока процент людей, имеющих полис ДМС в нашем городе очень мал. Поэтому доктор, допустим, проконсультировавший десяток пациентов и сделавший 1-2 операции по системе ДМС, получит прибавку к зарплате всего в 1,5-2,5 т.р. При этом пациенты, совершенно законно считающие себя «особыми», платными, выливают на своего лечащего врача кучу негатива, связанного с описанными выше организационными проблемами. Часто такое взаимонепонимание выливается в конфликтные ситуации. По прочтении у вас наверное возник вопрос, если все так непросто, а зачем страховые компании вообще пользуются услугами городских стационаров? Во-первых, круглосуточных коммерческих стационаров с операционными и приличной реанимацией в нашем городе единицы, и те работают по запредельно высоким для страховой компании тарифам. Так что в случае необходимости экстренной госпитализации и тем более операции шанс попасть в городскую больницу очень высок. Во-вторых, есть узкоспециализированные государственные учреждения, которые занимаются некоторыми заболеваниями или лучше всех в нашем городе или вообще являются монополистами. Так что больше вас направить с таким заболеванием как-бы и некуда.
Если вы попали в конфликтную ситуацию, и считаете, что клиника не выполняет прописанные в полисе договоренности по качеству услуги, или ваш лечащий доктор уж слишком откровенно демонстрирует, что ваш полис ДМС ему «до лампочки», то основной совет – постараться не нервничать, и не скандалить с медперсоналом. Во-первых, это абсолютно бесполезно, а во-вторых, настроит персонал против вас и дальнейшее пребывание в клинике уже однозначно не доставит вам никакого удовольствия. Если вы попали в учреждение вечером или ночью, для разборок и претензий нужно дождаться утра, когда в клинике работает вся администрация. Наиболее заинтересованная в вашей персоне сторона – это сама страховая компания, поэтому самый простой способ решить все проблемы – позвонить своему диспетчеру и изложить свои претензии. У страховых компаний есть большой штат медицинских представителей, после вашего звонка они обычно достаточно быстро приезжают и все вопросы с администрацией улаживают сами, вплоть до перевода вас в другой стационар.